Как внушить понимание? Почему это удаётся дорогостоящей каменной домине, и редко - людям? Глупо спорить с теми, кто не ощущал, не понимает...
.. Храм. Храм – это пол года моей жизни, и это были далеко не простые пол года. Дикий сволочизм начальства, запуганные нищие работники с западной Украины, Молдовы, и Бог знает откуда ещё. Мороз – 40 и каждое утро 20 минут планёрки матом, под фонарями и снегом, воющим громче громкоговорителя. Взгляд в сторону – штраф. Наушник – штраф, опоздание – увольнение. И над всем этим делом возвышался Храм, смотрел оскалами не пристроенных к месту куполов и одиноким тогда, железным крестом с макушки. Соседи – грубияны, мат – лексическая норма. Но потратив денег на дорогу, часто последних, уезжать добровольно не хотел никто…
И как ценно было находить в этой жизни.. тепло. Как-то случайно забрела в автобус молдавской бригады, погреться. Вставали в 6 утра, чтоб не опоздать. Познакомилась с пожилым водителем, чтоб на всю жизнь запомнить его искреннее: «привет, как дела?» по утрам. Да, всем было плевать друг на друга. «Никто тебе не обязан» - как негласная религия, и лишь один человек, который непонятно почему тебе рад. Кстати, возить чужих было запрещено, но он мне даже не заикнулся об этом, возил же )).
Первая серьёзная задача – «лики делать умеешь?» Да, конечно! Правда, я не знала что такое лики и чего хотят вообще. Оценив работу в итоге, начальник выслал меня в запасную мастерскую, и лишь много позже я узнала, почему. Потому как старый козёл жутко боялся потерять место бригадира, и всех более- менее перспективных конкурентов отправлял на леса. Именно в той «заброшенной начальством» мастерской я нашла наконец, приятелей. Увидела людей, сквозь обыденность несущих надежды и желания.
Кто-то крестился, кто-то чурался, но думаю большинство с утра просило: «защити», прям как я. Была ли там вера? Определённо, витала атмосферой, но ни к кому не липла. Жизнь шла своим чередом, ну а память выделяет Вовку и Маричку, весёлую супружескую пару с западной, в силу характеров размышлявших о разводе. Всё у них хорошо теперь ). Домой они ехали втроём, ещё не зная об этом. Отважная рыжая Дашка с синдромом ДЦП, работавшая чтоб купить каноэ и устроить спуск по какой –то горной речке в Сибири. Думаю, это ей удалось. Потому как видела её новогодние фото, а значит – жива осталась. Такие люди не умеют менять намерений. Женька, тихо завидовавшая всем и вся, потому что насильственно зажимала себя в тиски «примерного поведения», надеюсь, отучилась врать себе. Всё к тому располагало.
Сама я уезжала счастливой, ведь «каторга закончилась», но не сожалею ни капли, тот Храм меня, и многих других сильно надоумил по – жизни. Это того стоило. И как, измерять ощущения деньгами? Подсчитать стоимость ненависти или дружбы? Сравнить свои порывы с коммерцией? Оценить значение древнего, несколько раз порушенного и восстановленного здания в этой истории, что оно значило для всех нас? Думаю, этого не стал бы делать последний грузчик с той стройки. Вообще любой человек у которого есть, даже не совесть – душа